Русская Православная Церковь, Московский Патриархат, Пермская Епархия Благочиние Верещагинского округа

 

Календарь

Поиск

 

Ссылки

Рождества Богородицы

Здание по адресу: Пермский край, Оханский район, с. Беляевка, ул. Советская, 64, «Церковь Рождества Богородицы» (1824-1835) отнесено к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) регионального (областного) значения в соответствии с решением Малого Совета Пермского облсовета № 683 о постановке на учет памятников истории и культуры от 20.05.1993, которое было подтверждено распоряжением губернатора Пермской области № 713-р от 05.12.2000 г.

Строительство каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Беляевском Оханского уезда Пермской губернии (1824-1835).

   Церковь во имя Рождества Богородицы русской православной церкви, расположенная в селе Беляевка Оханского района Пермского края, была заложена 17 июня 1824 г., по просьбе землевладельцев князей Голицыных и по благословению Преосвященного Дионисия Епископа Пермского и Верхотурского, неподалеку от ранее существовавшей деревянной кладбищенской церкви.
В ГАПО сохранилась переписка епископа Пермского Дионисия с вице-губернатором П. Д. Сомовым и рапорт губернского архитектора Васильева о строительстве каменной церкви в селе Беляевском Оханского уезда.
19 мая 1824 г. отношением за № 1404 Преосвященный Дионисий направил в адрес Пермского гражданского губернатора Сомова Петра Дмитриевича проект строительства Беляевской церкви (план, фасады и профили) с просьбой: «поручить губернскому архитектору рассмотреть оные по правильности их сочинения, может ли быть произведено по ним строение каменной церкви в вышеназванном селе Беляевском, с надлежащим на них засвидетельствованием. Прошу о сем меня уведомить с доставлением обратно плана и фасада для дальнейшего с моей стороны распоряжения».
В свою очередь, 31 мая 1824 г. пермский губернский архитектор Васильев докладывал П. Д. Сомову, что, ему «при доношении князей гг. Голицыных присланы были копии плана (фасады и профили) предполагаемой к постройке церкви каменной однопредельной с колокольней в одной связи». По справке пермского губернского правления оказалось, что еще в июле 1809 г. было получено разрешение на строительство новой каменной церкви. Но «за не присылкой из губернского правления плана и фасада» строительство церкви так и не было начато. Далее Васильев пишет, что «во исполнение предписания Вашего Высокородия за № 2266 мая 29 дня сего года честь имею донести, приложив при оном план и фасады на построение в Оханском уезде в селе Беляевском вместо ветхой деревянной вновь каменной одноэтажной церкви, мною рассмотрен, которые оказались, сочинены правильно, и строение по оным произведено, быть может, под собственным моим наблюдением и надзором…».
В 1835 г. новая каменная церковь была построена. Строилась новая церковь с. Беляевском «иждивением» землевладельца князя Сергея Михайловича Голицина, и, по всей видимости, отражала в своем архитектурном оформлении, господствовавший в первой половине XIX века стиль классицизм, и эстетические вкусы владельца.
В середине 1830-х гг., началась переписка духовных властей и «Главного управления заводов, промыслов и вотчин князей Голициных» по поводу разборки старой деревянной церкви, переноса из нее колоколов, икон и другой утвари в новую церковь. 9 июля 1838 г. Оханский благочинный Георгий Пьянков, заслушав рапорт управляющего Иванова о несогласии на перенос кладбищенской церкви в селе Беляевском на новое место, по той причине, что «…церковь деревянная, существующая в селе Беляевском, столь ветха, что лучше ее разломать», дал предписание за № 169 о разборке деревянной церкви, с тем, чтобы, оставшийся при разборке «…лес употребить годный на постройки церковные, а негодный для отопления новой церкви. Иконы, утварь – перенести в новую каменную церковь, на престольное место… на месте старой церкви водрузить небольшой крест и оградить оградой». 19 июля 1838 г. старая деревянная кладбищенская церковь в с. Беляевском согласно указу Пермской духовной консистории была разобрана.
8 декабря 1835 г. Оханский благочинный протоиерей Георгий Пьянков дал предписание г-ну управляющему «Главного управления заводов, промыслов и вотчин князей Голициных» Петру Карповичу Иванову «О вновь устроенной колокольне при каменной церкви с. Беляевского»: «…со старой церкви деревянной колокольни колокола все перенести на оную новую каменную колокольню».
В 1843 г., по слушанию рапорта «Главного управления заводов, промыслов и вотчин князей Голициных» от 20 апреля 1843 г. о разбившемся на колокольне Беляевской церкви 20-ти пудового колокола, 23 апреля было получено разрешение Пермской духовной консистории о замене разбитого колокола.


Перестройки, ремонты Беляевской Рождество-Богородицкой церкви.


    Первоначально, новая церковь задумывалась как однопридельная. Однако в клировой ведомости 1884 г. указано, что в церкви до 1874 г. было два придела: в теплой церкви во имя Богоявления Господня, который был освящен 29 декабря 1835 г., по благословению Архиепископа Пермского и Екатеринбургского Аркадия настоятелем Свято-Троицкого Соликамского монастыря Архимандритом Илией, и второй придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы – в холодной церкви, который был освящен 7 сентября 1844 г., самим Аркадием Архиепископом Пермским и Екатеринбургским.
Однако, 5 мая 1874 г., согласно проекту, утвержденному Строительным отделением Пермского губернского правления, Беляевская Рождество-Богородицкая церковь с приделом во имя Богоявления Господня, «вследствие тесноты помещений, по просьбе прихожан и с разрешения Антония Архиепископа Пермского и Екатеринбургского» была обращена в однопридельную – был оставлен один придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Кроме того, известно, что при строительстве церкви, пол в церкви был выстлан чугунной плиткой. 9 апреля 1849 г. Архиепископ Пермский Аркадий в личном письме, адресованном Управителю «Нытвенского правления заводами, промыслами и вотчинами их сиятельств князей Голициных» П. К. Иванову просил его: «Милостивый государь. Петр Карпович! Донесли мне, что в Оханском уезде селе Беляевском, в холодной церкви чугунный пол с недавнего времени делает значительную осадку, которая делается очевидной не только в середине храма, но и в святом алтаре…
Для освидетельствования сего направлен начальством архитекторский ученик Рябов, по его донесению осадка происходит от согнивших балок, на которых утвержден пол.
Прошу Вас, милостивый государь, в сих обстоятельствах лично удостовериться».
9 июня 1849 г. для «поправки пола в холодной церкви» в Рождество-Богородицкую церковь села Беляевского управляющим «Нытвенского правления заводами, промыслами и вотчинами их сиятельств князей Голициных» были посланы рабочие. Спустя некоторое время, архитекторский ученик Александр Рябов донес в Правление, что «рабочие эти священноцерковнослужителями к производству работ не допускаются, по неимению в церкви от духовного начальства предписания». Правление, ссылаясь на личное письмо Архиепископа Аркадия от 9 апреля 1849 г., адресованное управителю П. К. Иванову, отписало, что «…замедление работ, приведет к отзыву рабочих, и поправка пола будет предоставлена собственным силам священноцерковнослужителей…».
Реформа 1861 г. положила конец господству крепостного права в России, явилась переломной вехой в развитии страны. Положение 19 февраля 1861 г., законы, отменяющие крепостное право, были обнародованы на Урале в марте 1861 г. Реформа коснулась трех сторон жизни деревни: правового положения крестьян, поземельных отношений и повинностей и аппарата управления крестьянами. Крестьяне становились временно обязанными, а после заключения выкупной сделки на землю с помещиком переходили в разряд собственников. В 1897 г. в собственности крестьян Беляевского общества было земли – 813, 8 десятин, в том числе: под усадьбами – 15, 7 десятин; пашнями – 580, 5 десятин; покосами – 114, 2 десятин; лесами – 9, 8 десятин. На 1 ревизскую душу приходилось 6, 4 десятины. Дополнительно крестьяне Беляевского общества арендовали у причта Беляевской Рождество-Богородицкой церкви – 78 десятин церковной пашенной земли.
Крестьяне получили ряд гражданских прав, они перестали быть собственностью помещиков. Для управления крестьянами были созданы новые органы власти. Уезды делились на волости, которые в свою очередь объединяли несколько сельских обществ. Беляевская волость объединяла 11 обществ. Всего в Оханском уезде насчитывалось 48 волостей и 369 сельских обществ.
На волостном сходе представители сельских обществ избирали волостного старшину и волостной суд. Волостной старшина и старосты сельских обществ составляли волостное правление. После реформы 1861 г., все вопросы ремонта церкви и содержания причта были возложены на крестьянские общества Беляевского волости. В 1865 г. по указу № 7930 Пермской духовной консистории от 21 сентября 1856 г. «вследствие желания жителей села Беляевского поправить иконостас в своей церкви» было получено разрешение с тем условием, чтобы «поправление и поновление иконостаса было сделано без малейшего отступления от имеющегося на иконостасе плана».
2 марта 1869 г. крестьяне Белявской волости, собравшиеся на волостной сход, решали вопрос о ремонте Рождество-Богородицкой церкви: «…окраска оной церкви снаружи и поправка кровли, поправка полов и ганок на колокольне». Волостной сход крестьян Беляевской волости, состоявшийся 10 мая 1869 г. вынес общее решение: «по общему всех нас обсуждению согласился с необходимостью поправки церкви, и посему изъявил свое согласие на означенную поправку произвести с общества сбор денег по 15 коп. серебром с души, всего с 1208 душ – 181 рубль 20 коп. серебром и деньги эти доставить в распоряжение церкви к 1 июля сего года. Если же для найма означенной работы назначенной к сбору суммы будет недостаточно объявить сделать, по-возможности, дополнительный сбор по 7 копеек с души». Такое же постановление 9 апреля 1869 г. вынесли временно обязанные крестьяне князя С. М. Голицина Казанской волости Оханского уезда: «на поправление Беляевской церкви с 848 душ собрать по 15 коп. серебром с души, всего 127 рублей 20 копеек не позднее 1 июля и передать эти деньги в Беляевскую церковь…».
В 1882 г. вокруг Рождество-Богородицкой церкви была устроена каменная ограда с железной решеткой: «Зданием церковь каменная с такой же колокольней в одной связи, крыта железом, прочна, снаружи и внутри достаточно благоукрашена и ограждена каменной с железной решеткой оградой, устроенной в 1882 г.».
В пореформенный период произошли значительные изменения и во внешнем облике села, появились земская и церковно-приходские школы, больница, волостное правление. В 1906 г. в Беляевке случился сильный пожар, в результате которого сгорело около 30 домов (почти половина села). Однако за два года село значительно отстроилось, на центральной улице появилось несколько двухэтажных полукаменных домов, принадлежавших зажиточным крестьянам и торговцам. В 1897 в Беляевке насчитывалось 76 дворов с населением 494 человека, а в 1908 г. – 96 дворов с населением 598 человек.
         Положение причта Беляевской Рождество-Богородицкой церкви.
Согласно церковной реформе 16 марта 1869 г. Беляевская церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была оставлена самостоятельной, при ней по штату состояло причта: настоятель, его помощник и 2 псаломщика.
При церкви состояло усадебной земли, переданной 19 ноября 1863 г. от князя Голицина вместе с 4 домами, в количестве 2273 кв. сажен, но «в натуре никакими признаками не ограниченной», что приводило к земельным конфликтам с местными крестьянами. Пахотной земли «на продовольствие причта» при Генеральном межевании Оханского уезда из дач князя Голицина к церкви было «прирезано 198 десятин, а с проезжей по оной Оханско-Осинской трактовой дорогой – 204 десятины 865 саж».
Право на владение землей причта Беляевской Рождество-Богородицкой церкви было подтверждено Московской Межевой канцелярией 8 мая 1873 г. Земля была выделена из дач князя Голицина в 1836 г. при общем межевании дач владельца, на землю имелись планы и выписки из Межевых книг, выданные Пермским губернским правлением 28 ноября 1915 г. за №№ 1285 и 1286. Церковная пашенная земля находилась в арендном пользовании прихожан, и за это члены причта получали арендную плату от 2 до 3 руб./за десятину, но «платали арендаторы не всегда своевременно». Поэтому часть земель до 13 десятин – члены причта обрабатывали сами. Сенокосами они пользовались в неудобных для пашни логах на той же церковной земле. В 1916 г. при церкви состояло усадебной земли вместе с погостом 5 десятин 227 кв. сажен; пахотной 204 десятины 865 кв. сажен, из них удобной было всего 124 десятины, и она засевалась арендаторами, а остальные находились без обработки. Большая часть земли отдавалась в аренду по 2 руб. за десятину.
Кроме того, при церкви имелось 4 дома с усадебной землей, переданных в собственность причта церкви в 1863 г. князем Голицыным: два священнических, диаконский и псаломнический. Однако эти дома, по причине крайней ветхости были разобраны на дрова, и на церковные средства в 1871, 1876 и в 1879 гг. были построены новые дома: два деревянных и один каменный – для настоятеля, его помощника и старшего псаломщика. Младший псаломщик жил в общественном доме, который решением собрания крестьян Беляевской волости 22 августа 1888 г. был передан в собственность церкви.
В приходе Беляевской Рождество-Богородицкой церкви состояло 4 деревянные часовни: во имя Св. Георгия в дер. Турунтаи, во имя Св. Димитрия в дер. Казанке, во имя Св. Николая в дер. Ошап и Михайло-Архангельская в дер. Гремяче, а также церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери в дер. Казанке. В 1925 г. была сделана опись всех часовен, принадлежащих к приходу Беляевской Рождество-Богородицкой церкви (См. приложение № 1).
В приходе Беляевской Рождество-Богородицкой церкви в 1884 г. состояло 728 дворов с численностью населения – 2948 душ мужского и 3181 душ женского полу.
В 1914 г. в приходе Рождество-Богородицкой церкви состояло 956 домохозяйств с численностью населения 3183 душ мужского и 3274 душ женского пола.
В 1917 г. в приходе Беляевской Рождество-Богородицкой церкви состояло 1013 дворов с численностью населения 3223 душ мужского и 3521 душ женского пола.

    История Беляевской Рождество-Богородицкой церкви в советское время.
В 1918 согласно Декрету об отделении церкви от государства все движимое и недвижимое имущество церкви было национализировано. Общины русской православной церкви для осуществления религиозной деятельности должны были быть зарегистрированы местными административными органами, и заключить с ними договоры о бессрочном пользовании имуществом религиозного назначения.
20 сентября 1924 г. граждане села Беляевки и других селений бывшей Беляевской волости Оханского уезда Пермской губернии, вошедших после районирования в состав Осинского района Сарапульского округа Уральской области, и объединившихся в Беляевское Рождество-Богородицкое религиозное общество заключили договор с райисполкомом Осинского Совета Р. К. и К. Д. о бессрочном бесплатном пользовании имуществом религиозного назначения – Рождество-Богородицкой церковью села Беляевка Осинского района. Передаваемое в пользование религиозной организации церковное здание и имущество церкви было подробно описано в приложении к договору:
«Здание церкви каменное – двуглавое. Главы и кресты золоченые. Храм в 2 яруса. Снаружи выбелен известью, изнутри оштукатурен и выкрашен краской. Крыша железная выкрашена зеленой краской. Длина церкви, считая галерею – 20 сажен 2 аршина, ширина – 7 сажен, высота до карниза – 4 сажени 1 аршин 2 вершка. Окон в нижнем ярусе 24, в верхнем – 14, в куполе – 8. Дверей – 5, двое – в храме в северной и южной стороне, а трои в галерее. Во всех окнах нижнего яруса вложены железные решетки, а также в двух дверях храма. Пол устлан чугунными плитами. Печей 3 кирпичных в железных кожухах и 4-я печь чугунная. Одна каменная кладовая.
Алтарь в длину – 2 сажени, в ширину 4 сажени. Окон: 4 – внизу и 2 – вверху. В алтаре находятся: Престол металлический, покрытый металлической ризой – 1, жертвенник деревянный, покрытый с 2-х сторон металлической ризой – 1. Иконостас деревянный: простой столярной работы, в 3 става, выкрашен белый краской, украшен местами золоченой резьбой, с 3-мя дверями. Весь иконостас имеет 36 икон. Всего икон в храме 40 .
На колокольне Рождество-Богородицкой церкви 8 колоколов .
В притворе храма: иконостас второй в арке деревянной работы, выкрашенный белой краской и украшенный местами золоченой резьбой с 13 иконами .
Итого стоимость передаваемого церковной православной общине имущества, кроме серебра, составляла – 27 тысяч 264 рубля 07 ½ копеек.
Район действия Беляевской Рождество-Богородицкой церковной общины, в состав которой в 1927 г. входило 3163 человека обоего пола, был определен границами бывшей Беляевской волости, вошедшей в состав Осинского района: село Беляевское, с деревнями Нижний Конец, Мостовая, Закожевня, Мысы, Заборье, Наплывная, Турунтай, Заполье, Заполовинкина, Губаха, Верх Наплывная, Кысово, Зеленая, Подъегорьевская, Луговая, Ольховка, Усть-Луговая, Костарево, Чурак, Комары, Россошки, Голодаи, Бабушата, Бретки, Верх-Луговая, Загорка, Горожане, Балаганы, Чуполаи, Подлевино, Жуланова, Сурана, Лучин погост, Пташки, Кошки, Батуй, Лодочный Мыс, Гари, Большая Гремячиха, Малая Гремячиха, Скородумы, Ерзовка, Гляденово, Калушко, Петухово, Верхние Комары, Мураши, Малиновка, Ключи и Пробуждение.
В 1930 г. в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 «О религиозных объединениях» (Сб. узаконений 1929 г. № 35. С. 335) и инструкции НКВД «О правах и обязанностях религиозных объединений» (Бюллетень НКВД 1929 г. № 37) было зарегистрировано Беляевской Рождество-Богородицкое общество русской православной церкви, в список учредителей которого входило 243 человека.
В середине 1930-х гг., в связи с проведением массовой коллективизации началась кампания по закрытию церквей и преследованию служителей церкви.
4 июля 1935 г. Президиум Свердловского облисполкома постановлением № 1585 запретил производить колокольный звон в культовых зданиях в ряде селений Красноуральского, Осинского, Уинского и Свердловского районов Свердловской области, в частности это постановление касалось и Беляевской Рождество-Богородицкой церкви Осинского района Свердловской области. Согласно этому постановлению колокола должны были быть сняты и переданы их «Цветметлому».
Президиум Осинского райисполкома 13.09.1935 г. предложил Беляевскому Рождество-Богородицкому религиозному обществу. Район действия, которого был уже ограничен границами Беляевского, Наплывинского и Пташкинского сельсоветов, предоставить анкеты на служителей культа – священника Ермогена Лопасова и псаломщика Яговцева Иосифа Мелентьевича.
22.03.1936 г. Свердловский облисполком постановил закрыть Беляевскую Рождество-Богородицкую церковь. Однако представители Рождество-Богородицкой общины русской православной церкви обжаловали это постановление во ВЦИК РСФСР. Президиум ВЦИК запросил дополнительные сведения, по поводу закрытия церкви в с. Беляевка Осинского района Свердловской области, в связи с жалобой общины верующих, что в деле о закрытии Беляевской церкви «имеются противоречивые сведения о ближайших к с. Беляевка церковных зданиях. Ближайшая церковь в с. Паль на расстоянии 10 км, по сведениям верующих отстоит от с. Беляевка на расстоянии 15 км, кроме того, эта церковь располагается за р. Камой…».
Свердловская областная культовая комиссия потребовала от Осинского райисполкома предоставить дополнительные сведения о Беляевской Рождество-Богородицкой церкви:
А) План церковного здания, с проектом переоборудования или фотографии внутреннего и внешнего вида церкви.
Б) Сообщить, где и на каком расстоянии располагаются ближайшие церкви той же ориентации, их размеры и площадь.
В) Официальное постановление на переоборудование здания, и источники финансирования.
Осинский райисполком сообщил, что: «Рождество-Богородицкая церковь находится в селе Беляевка, расположена в центре села, размер площади – 359 кв. метров. Официального постановления от отпуске средств на переоборудование церковного здания нет». Дополнительно Осинский РИК сообщил, что: «Дорога от с. Беляевка до с. Паль проселочная. По справке в сельсовете указано расстояние от с. Беляевка до с. Паль 12 км. Расстояние 15 км, как это указано верующими – преувеличенное. Села Пальзово в окрестностях Беляевки нет. Между селом Беляевка и селом Паль действительно протекает р. Кама, но препятствий в смысле сообщения нет, так как на р. Каме у с. Беляевка имеется паромная переправа. В связи с начавшейся в 1936 г. развертыванием работы геолого-разведочной партии треста Камнефть в с. Беляевка и около с. Паль паромная переправа, а также и дорога между этими селами будет улучшена, и сообщение между селами не будет представлять никаких затруднений».
Однако, ВЦИК РСФСР 22.03.1937 г. (протокол № 71) постановил решение Свердловского облисполкома от 22.03.1936 г. отменить как необоснованное и церковь оставить в пользовании верующих.
09.06.1938 г. комиссия в составе Председателя Беляевского с/с т. Казакова М. В., представителя Осинского райисполкома инженера Титова А. В. и представителя Беляевской православной общины Казакова Н. Г. на основании распоряжения Осинского райисполкома от 03.06.1938 г. осмотрели здание Рождество-Богородицкой церкви в с. Беляевка на предмет определения ее пригодности для эксплуатации и необходимости проведения ремонта, при этом был составлен Акт осмотра здания церкви. В Акте было зафиксировано следующее:
«1) В первом отделении церкви, прихожая, коридор – над окнами в перемычках трещины и в части стен отстала штукатурка – все это устранить, оштукатурить, и покрасить деревянные полы. Исправить подоконные доски.
2) В левой стороне разобрать потолки, вновь сложить, оштукатурить и окрасить. Дать капитальный ремонт крыше, разобрать деревянную заделку и покрыть железом. Исправит печь в сторожке.
3) В правой стороне – сделать побелку стен и потолков с предварительным ремонтом штукатурки.
4) Во 2-м отделении церкви – на потолке трещины и местами при простукивании штукатурка отстала. На стенах местами штукатурка тоже отстает и отваливается. Необходимо старую штукатурку отбить, вновь оштукатурить и покрасить.
5) В 3-м отделении церкви в куполе имеются трещины, местами подмазанные. Пол во 2-м и 3-м отделениях в двух местах проседает, требует восстановления.
6) В алтаре на углу стены, вместо отвалившейся штукатурки необходимо вновь оштукатурить и покрасить.
7) Железную крышу над алтарем исправить, так как имеется течь.
8) Дать наружный ремонт хорам, но, пользоваться хорами, запретить.
9) Переложить дымовою трубу на чердаке и побелить борова и трубы известью.
10) Окрасить крышу на церкви с расчисткой старой краски.
11) Во всей церкви местами отсутствует окраска по штукатурке. Восстановить, а в остальном масляную окраску промыть.
12) Исправить вход крыльца, очистить от заросшей травы и деревьев, поставить на раствор ступени и плиты. Исправить запасные боковые выходные двери.
13) Капитально отремонтировать печи в церкви.
При условии полного выполнения вышеуказанных ремонтных работ церковь для эксплуатации может быть открыта».
В конце 1938 г. Осинский райисполком вновь направил в Областную Культовую комиссию при Свердловском облисполкоме свое решение № 203 от 11.11.1938 г. о закрытии церкви в с. Беляевка с просьбой ходатайствовать перед Президиумом облисполкома о закрытии церкви. К решению были приложены ходатайства граждан Беляевского, Наплывинского и Пташкинского сельсоветов с просьбой закрыть церковь.
К решению о закрытии церкви было приложено описание Рождество-Богородицкой церкви: «Здание церкви в селе Беляевка каменное, внутри оштукатуренное. Крыша железная. Длина церкви 20 сажен 2 аршина (чуть более 44 м), ширина 7 сажен (почти 15 м), высота до карниза – 4 сажени 1 аршин (9, 25 м). Окон в нижнем ярусе – 24, вверху – 14, в куполе – 8. Дверей – 5. Во всех окнах нижнего яруса и у 2-х дверей вложены железные решетки. Пол в церкви устлан чугунной плиткой.
Церковь стоит в центре села Беляевки. Ближайшая функционирующая церковь от с. Беляевка находится в 12 км в с. Паль. Между селами Беляевка и Паль протекает р. Кама, но препятствий в смысле сообщения она не представляет, т.к., на р. Каме у с. Беляевка имеется паромная переправа. Кроме того, имеется вторая церковь, находящаяся на расстоянии 19 км от с. Беляевка в с. Богомягковском Осинского р-на на том же берегу р. Камы. Между селами Беляевским и Богомягковским имеется трактовая дорога».
К решению о закрытии церкви были приложены документы:
1) Выписка и протокола заседания Президиума Беляевского сельсовета 16.07.1938 г. «Об утверждении сметы на приспособление здания Беляевской церкви под клуб».
2) Смета на производство работ.
3) 2 фотоснимка наружного вида и 1 фотоснимок внутреннего вида.
4) Постановление Президиума Осинского райисполкома № 1439 от 03.11.1938 г. по ходатайству граждан Беляевского, Пташкинского, Наплывинского с/с по закрытию Беляевской церкви. В постановлении Осинского РИКа было написано следующее:
«1) Ходатайство граждан утвердить. Просить Свердловский облисполком церковь в с. Беляевке закрыть и разрешить использовать здание церкви под колхозный клуб. Просить Облисполком при рассмотрении ходатайства граждан учесть, что в с. Беляевка имеется МТС, неполная средняя школа, вновь открытый врачебный участок, наличие учреждений и организаций требует большого количества помещений для их размещения, в частности, открытие больницы тормозится исключительно отсутствием помещения для амбулатории, кроме того, в с. Беляевка не имеется соответствующего помещения для клуба, где бы трудящиеся могли бы получить необходимые знания и культурный отдых. Использование здания церкви под клуб вполне разрешит вопрос с размещением всех организаций в с. Беляевка.
2) На приспособление здания церкви под клуб, расходы по оборудованию зрительного зала составит сумму 7 500 рублей, которая будет получена за счет средств самообложения в 1939 г. Смета на 17 718 рублей не была утверждена Райфо».
Постановлением Оргкомитета Президиума ВС РСФСР по Пермской области № 84 от 03.02.1939 г. Беляевская Рождество-Богородицкая церковь была закрыта по ходатайству граждан с Беляевского и Осинского райисполкома. Здание церкви передавалось под клуб.
Постановлением Президиума ВС РСФСР (протокол № 3) от 16.05.1939 г. было подтверждено Постановление от 03.02.1939 г. о закрытии Беляевской Рождество-Богородицкой церкви, и, было разрешено приступить к ее ликвидации с составлением описи всего имеющегося имущества.
27.05.1939 г. сотрудник Осинского райисполкома Турцин Н. И., в присутствии Председателя Беляевского с/с Казакова И. В., и представителей Беляевской Рождество-Богородицкой православной общины Казакова Н. Г., Калугиной И. К. Щербакова П. С. составил Акт о закрытии Беляевской Рождество-Богородицкой церкви.
Тогда представители, Беляевской Рождество-Богородицкой православной общины подали ходатайство во ВЦИК РСФСР с просьбой отменить Постановление о закрытии церкви и разрешить богослужение: «Заявление во ВЦИК, Верховным руководителям! Крайне просим Вас разъяснить о закрытии нашей церкви, так как мы прихожане от 2 тысяч дворов … по приказу местных властей отремонтировали церковь в 1938 г.
По окончании ремонта местный районный техник принял по Акту для требоисправления. Районный председатель Евдокимов сказал верующим, что теперь Мы Вам зарегистрируем попа, только найдите. Когда Мы нашли священника, то он не стал его регистрировать в виду 18 съезда…
В 1939 г. Мы написали во ВЦИК за разъяснением, почему ВЦИК разрешает службу, а местные власти разрешения не дает, а только слышим от них одни угрозы…
Мы, верующие колхозники 2 тысячи дворов желаем служить религиозные обряды.
Акт 1939 г. мая 27 дня был составлен сотрудником Осинского райисполкома Турциным с председателем Беляевского сельсовета Казаковым и местным сельским милиционером – о приеме и сдаче находящегося пользовании религиозной общины имущества неправильно... нам верующим ничего не объяснили, была молитвенная родительская суббота, всех верующих было до 400 душ. Турцин и Казаков сказали верующим, что они проверят только наличие имущества. Тов. Казаков приказал всех верующих из церкви выгнать, а когда всех выгнали, принялся ломать в первую очередь иконостас м прочие иконы, и поносить скверными словами верующих и всех святых…
28 мая пригласили нацмена по фамилии Баян и заставили его рубить иконы, кресты, а серебро и серебряные вещи в акте не указали, также вес деньги и прочее изъяли…».
11.10.1939 г. Осинский райисполком направил докладную записку в Оргкомитет Президиума ВС РСФСР по Пермской области о закрытии Беляевской церкви, в котором изложил свое видение ситуации: «Церковь в селе Беляевка закрыта райисполкомом 27.05.1939 г. на основании Постановления Президиума ВС РСФСР от 16.05.1939 г. (протокол № 3 «О закрытии церкви в с. Беляевка Осинского р-на Пермской области»). При этом присутствовали представители общины верующих – Казаков Николай Гаврилович, Щербаков Петр Семенович и Калугина Ирина Кондратьевна.
Акт о приеме от общины имущества церкви за подписью членов исполнительного комитета общины верующих Казакова и Щербакова после приемки церковного имущества представителем райисполкома т. Турциным имеется. Поскольку церковное имущество было уже принято от общины верующих, то к этому имуществу она никакого отношения не имеет и не может претендовать на него в дальнейшем. Реализация имущества церкви произведена в соответствии с имеющимися по этому вопросу указами.
Никакого разрешения в 1939 г. от Президиума ВС РСФСР на отправление религиозных обрядов в церкви не было, и быть не могло. Такое запрещение было в 1938 г., в виду непроизведенного общиной верующих ремонта здания, без чего здание церкви было к эксплуатации невозможно. Но как только необходимый ремонт общиной верующих был произведен Президиум Райисполкома 08.01.1939 г. пользование зданием церкви разрешил.
Утверждение жалобщиков, что верующих в общине 2 тысячи дворов – является голословным, и ничем не обоснованным. В Беляевском сельсовете, где имеются МТС, НСШ, больница и другие организации, а также в Пташкинском и Наплывинском сельсоветах имеется много рабочих и интеллигенции, которые с первых дней Октябрьской революции порвали с религией и мешать их в одну кучу с отсталыми в культурном отношении, каковых единицы, нет никаких оснований».
Произвол власти конца 1930-х по отношению к Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны сменился разрешением открывать закрытые в недавнем прошлом храмы. Согласно распоряжению СНК СССР № 20134 от 19.10.1944 г. разрешено было вновь открыть церковь в селе Беляевском Осинского района Пермской области.
Однако, «красногвардейские атаки» на представителей культа русской православной церкви в советское время периодически повторялись. В частности, в 1960 г. члены церковной общины Рождество-Богородицкой церкви с. Беляевка направили жалобу на имя Уполномоченного по делам РПЦ при Молотовском облисполкоме П. С. Горбунова по поводу вывешенного 26.11.1960 г. на дверях Беляевского клуба списка лиц, с названием «Пусть трепещут паразиты и тунеядцы». В этом списке значилась фамилия священника Беляевской Рождество-Богородицкой церкви Сюткина Павла и его жены Тамары.
В письме, подписанном 109 членами Беляевской православной общины, они написали следующее: «В газете «Правда» № 205 за 1954 г. было написано: «…научно-атеистическая пропаганда должна быть развернута так, чтобы она не оскорбляла религиозные чувства верующих». Вышеозначенный список к распространению научных знаний никакого отношения не имеет, ибо заголовок и перечисленные фамилии и подпись священник, даже подпись под списком отсутствует. Мы, верующие, т.е. общественное мнение очень возмущены этим явлением. Считаем, что это оскорбление, возложенное на священника, ложится и на нас, ибо он исполняет наши религиозные потребности. Мы знаем, что наш священник имеет указ о назначении в Беляевку от епископа Павла и официально зарегистрирован при Пермском облисполкоме, значит, находится на официальной работе.
Наш священник всегда молится о мире во всем мире и желает, чтобы в нашей стране был всегда хороший урожай, изобилие плодов земных. А мир и хороший урожай – это сейчас главное. Живя в Беляевке, они никогда ничего не сделали против советских законов, критиковать их не за что. Церковь отделена от государства Декретом 23.01.1918 г., а Постановлением ЦК КПСС 1954 г. прямо сказано, что не допускается ни в коем случае оскорбительные действия, не совместимые с линией партии и государства в проведении научно-атеистической пропаганды…
Также сообщаем, что в Беляевке, мы слышим разговоры, что церковь нужно забрать под клуб… Клуб здесь есть хороший и большой, и народу всякого ходит много, так что есть возможность построить и новый. Церковь же, как специально построенная для богослужебных целей отдана по особому постановлению государства в бесплатное пользование религиозного общества. Просим Вас принять особо вежливые меры, чтобы Беляевскую церковь всегда оставалась в ведении общества верующих».
В 1961 г. Исполнительный совет Рождество-Богородицкой церковной общины обратился с заявлением на имя Уполномоченного по делам РПЦ при Молотовском облисполкоме П. С. Горбунова по поводу необходимости проведения здания церкви и церковной ограды: 1) починить церковную ограды каменной кладки и исправить недостающую решетку, заменив ее деревянной;
2) докрасить масляную окраску стены притвора;
3) переложить 2 печные трубы системы отопления церкви;
4) починить крышу, оторванные листы кровельного железа, приколотить на место;
5) отремонтировать 2 входных крыльца и двери.
Разрешение на ремонт крылец и дверей, а также труб системы отопления было получено, по поводу остального, было сказано, что «Необходимости в этом нет».
В 1961 г., в связи с затоплением части Оханского района при создании Воткинского водохранилища учетчик Оханской районной БТИ Бояршинов предложил разрешить перенос могил родственникам умерших из ограды Беляевской церкви на новое кладбище.
В конце 1990-х гг. МП БТИ Оханского района было обследовано здание Рождество-Богородицкой церкви с. Беляевка. Общее состояние памятника было охарактеризовано как удовлетворительное. Состояние фундамента – не обследовано. Цоколь кирпичный не оштукатуренный, заметна деструкция цоколя – разрушение отдельных кирпичей, следы сырости, мха и плесени. Материал стен здания большемерный красный кирпич, габариты которого: длина – 28 см, ширина 14 см, высота – 7, 5 см. Система кладки кирпича – крестовая, стены неоштукатурены, окрашены известью. Стены здания, в местах разрушения водосточных труб, имеют следы разрушения кирпича и следы сырости.
Крыша над трапезной – двухскатная по висящим стропилам: подстропильное бревно – диаметр 40-44 см, подстропильные лаги из полубруса диаметром – 20-26 см, обрешетка выполнена из четверти бревна толщиной 20 см и затяжки – 15-20 см. Стропильная система в удовлетворительном состоянии. Кровля металлическая из черного железа, местами имеющие следы ржавчины, протечки в местах примыкания кровли к слуховым окнам.
Состояние внутренних конструкций церкви было охарактеризовано как удовлетворительное потолки и свод купола оштукатурены, над трапезной – неоштукатурены. Стены оштукатурены и окрашены масляной краской, имеют росписи религиозного назначения. В некоторых местах наблюдается следы сырости, отслоение краски, в нижней части стен – отпадение штукатурки. Столбы, поддерживающие хоры – деревянные восьмигранные. Окна второго яруса – лучковые, окна первого яруса – полуциркульные, оконное заполнение сохранилось со времен постройки церкви, материал переплета местами – следы гниения, растрескивания, расшатанность стуков. Деревянные двери сохранились в удовлетворительном состоянии. Местами нарушилась устойчивость ступеней крылец.
Ограда церкви – цоколь ограды кирпичный, местами разрушение кладки, столбы металлические, облицованы жестью, решетки кованные. Ворота кирпичные трехарочные с кирпичным орнаментом, имеются следы разрушения металлических конструкций, калитки, кованные металлические, двери деревянные, обшиты железом с коваными накладками и поставами. Во дворе – произрастает липа, береза, черемуха.
В 2007 г. ООО «Пермстроймет» разработало проект реставрации Рождество-Богородицкой церкви в с. Беляевка Оханского района Пермского края.
 

tw